Трекер Hardlite Total позволяет получать информацию из CAN-шины автомобиля.
Трекер поддерживает протоколы:
- J1939 (FMS). При работе по протоколу J1939 трекер получает данные из CAN-шины, при этом не посылает запросы. Это значит, что трекер не вносит изменения в работу автомобиля, не отсылает подтверждения на пакеты данных от узлов автомобиля, не вносит электрических помех в CAN-шину.
Если для корректного считывания информации из CAN-шины необходимо отсылать подтверждения на пакеты от узлов автомобиля – отправьте команду ActiveCAN 1.
- J1979 (OBD-II). Протокол J1979 работает по принципу «запрос-ответ», соответственно трекер посылает запросы в CAN-шину.
Какие использовать варианты подключения трекера к CAN-шине?

Схема прямого подключения CAN
Если законцовочный резистор 120 Ом не установлен на ответной части CAN-шины, необходимо его поставить.
Наличие резистора можно определить с помощью мультиметра: при выключенной электронике автомобиля произвести замер сопротивления между CAN_H и CAN_L.
Если сопротивление в пределах 60 Ом, то законцовочный резистор не нужен. Если сопротивление в пределах 120 Ом, то необходимо подключить резистор 120 Ом
между проводами CAN_H и CAN_L.

Схема подключения CAN с токоограничивающими резисторами
Для включения трекера в диагностический разъем используйте схему прямого подключения.
Для включения трекера в бортовую CAN-шину рекомендуем использовать вариант подключения с токоограничивающими резисторами или использовать бесконтактные считыватели.
Какие режимы работы CAN поддерживаются?
SCANNER – сканирующее устройство шины, выдаёт сообщения шины;
FMS – стандартный фильтр FMS-протокола;
Произвольный фильтр – конфигурируемый пользовательский фильтр;
J1979 (OBD-II) – стандартный фильтр ID 29-бит;
J1979 (OBD-II) – стандартный фильтр ID 11-бит;
J1979 (OBD-II) – произвольный фильтр ID 29-бит;
J1979 (OBD-II) – произвольный фильтр ID 11-бит.
Режим SCANNER
Режим SCANNER предназначен для просмотра CAN сообщений, которые передаются в CAN-шине.
Режим поддерживает 11-и и 29-и битные идентификаторы и скорости от 50,000 бит/с до 1,000,000 бит/с. Типовые значения: 50,000; 83,333; 125,000; 250,000; 500,000; 1,000,000.
Чтобы начать сканирование, установите скорость в CAN-шине и нажмите кнопку Начать прием в программе Configurator. Сообщения CAN-шины будут выводиться по возрастанию идентификаторов с задержкой, указанной в параметре Таймаут.
29-и битные идентификаторы выводятся в формате:
ID=00000009 06 07 08 09 00 CC DD EE
Где:
- ID – 29-и битный идентификатор сообщения;
- 06 07 08 09 00 CC DD EE – сообщение из восьми байт. Слева младший байт, справа старший; байты нумеруются с 1 по 8. Каждый байт также представляется в битовой форме. Биты нумеруются справа налево.
11-и битные идентификаторы выводятся в формате:
ID=009 06 07 08 09 00 CC DD EE
Где:
- ID – 11-и битный идентификатор сообщения;
- 06 07 08 09 00 CC DD EE – сообщение из восьми байт. Слева младший байт, справа старший; байты нумеруются с 1 по 8. Каждый байт также представляется в битовой форме. Биты нумеруются справа налево.
Порядок настройки работы в режиме SCANNER:
- Подключите трекер к CAN-интерфейсу автомобиля;
- В разделе CAN Сканер на вкладке Настройки выберите скорость CAN-шины и время задержки (таймаут);
- Нажмите Начать прием. Ниже будут выводиться полученные данные.

Режим FMS
Режим FMS позволяет автоматически извлекать и расшифровывать сообщения, соответствующие стандарту FMS:
- общий расход топлива;
- уровень топлива в баке: 0% - пустой; 100% - полный;
- температура охлаждающей жидкости;
- обороты двигателя;
- общий пробег;
- моточасы;
- нагрузка на оси.
Некоторые автопроизводители частично поддерживают FMS,
либо не поддерживают вовсе.
Порядок настройки работы в режиме FMS:
- Подключите трекер к CAN-интерфейсу автомобиля;
- В разделе CAN Сканер на вкладке Настройки выберите скорость CAN-шины 250,000 и время задержки (таймаут);
- Выберите Тип фильтра – FMS;
- Проверьте получение данных на вкладке Устройство;
- Отметьте на вкладке Настройки в разделе Протокол теги для передачи на сервер мониторинга.

Режим Произвольный фильтр
Режим Произвольный фильтр позволяет получить из CAN-шины автомобиля сообщения и привязать их к тегам CAN данных.
В протоколе в первом и основном пакетах трекера присутствуют однобайтные, двухбайтные и четырёхбайтные теги для работы с данным режимом. При сканировании отражается список идентификаторов с 8 байтами данных.
Из 8-ми байт можно выбрать те байты, которые должны заполняться в содержимое тега. Если в интересующем ID из всех принятых данных нужен только один байт, то выбирайте однобайтный тег и т.д. Любому из этих тегов можно поставить в соответствие набор требуемой информации нужного сообщения CAN.
Порядок настройки работы в режиме Произвольный фильтр:
- Подключите трекер к CAN-интерфейсу автомобиля;
- В разделе CAN Сканер на вкладке Настройки выберите скорость CAN-шины и время задержки (таймаут);
- Выберите Тип фильтра - Произвольный фильтр;
- Выполните сканирование;
- В первой колонке таблицы выберите идентификатор;
- Выделите нужные биты/байты. В колонке Значение будет отображаться число, передаваемое на сервер;
- Выберите соответствующий тэг;
Функции CAN Сканера:
1. Отслеживание сообщений
Строка сообщения CAN-шины начинается с чек-бокса Следить. Если щелкнуть по иконке, то данное сообщение будет снято с мониторинга и не будет отображаться среди активных сообщений в окне CAN Сканера.

2. Минимальный период для подсветки
По умолчанию, минимальное время для изменения данных, когда они будут подсвечиваться красным цветом, равняется 3 секунды.
Для поиска данных, которые можно воспроизвести, в любой момент времени, можно подвинуть слайдер на необходимое время. Согласно указанному промежутку времени, необходимо совершать действия и те данные, которые отвечают, например, за открытие/закрытие дверей, будут подсвечиваться красным, в то время, как все остальные данные будут отображаться серым цветом.
Минимальный период подсветки следует подбирать каждый раз экспериментально, под каждый автомобиль. И подбирать таким образом, чтобы все данные, которые виды в поле Данные ставились серыми и не мешали дальнейшему поиску.

3. Представление данных в CAN сообщении
В строке выводятся данные, полученные из CAN-шины, и представляются в bin и hex форматах, верхняя и нижняя строка соответственно.

Обратите внимание, чем быстрее меняется значение в конкретном бите, тем ярче он подсвечивается красным цветом. После изменения бит окрашивается в ярко красный цвет и начинает постепенно тускнеть. Если данные в бите не менялись более 5 секунд, бит окрашивается в серый цвет и остается таким до следующего изменения.
4. Поиск конкретных данных в CAN сообщении
Если есть предположение о байтах и битах, в которых содержится нужная информация, можно кликнуть по ним левой кнопкой мыши, отметив биты для отображения.
Выделять можно один или несколько бит в одном байте, либо весь байт целиком. Максимальное количество байт для выделения - 4

После выделения интересующей информации в CAN сообщении, в правой части строки можно наблюдать десятичное отображение выделенных данных.

Также можно выбрать формат отображения этих значений из выпадающего списка:
- Без знака, от младшего к старшему
- Со знаком, от младшего к старшему
- Без знака, от старшего к младшему
- Со знаком, от старшего к младшему
5. Добавление нового фильтра
Выполняя поиск конкретных данных в сообщении, не допускается выделять несколько бит в разных байтах одной строки.
Когда требуется разобрать разные байты или биты одной строки, можно создать дублирующую строку при помощи кнопки Добавить фильтр.
После её нажатия необходимо указать ID, который будет продублирован в окно отображения данных.

6. Запись данных в тэг протокола
После того как расшифровали данные их можно сразу записать в тэг протокола. На данный момент можно передать до 4-х байт в одном сообщении.

Для этого необходимо выбрать необходимые данные для передачи, далее Configurator сам подставит возможные тэги для записи, согласно размеру выбранных данных.
После выбора всех данных и выбора тэгов протокола необходимо нажать кнопку Применить внизу вкладки Configurator.
7. Отправка сообщений в CAN шину
Отправка сообщений в CAN шину может потребоваться, когда необходимо получить данные по специальному запросу.
Для возможности отправки сообщений в CAN шину необходимо согласиться с предлагаемыми условиями, отметив соответствующую галочку.

После активации функции необходимо нажать кнопку Добавить сообщение, чтобы указать ID сообщения. После указания ID появится новая строка для заполнения необходимых данных.

- 29 бит – флаг указывает на необходимость отправки 29-битного сообщения;
- Длина (размер в байтах) – здесь указывается количество байт в отсылаемом сообщении;
- Данные – значения, которые необходимо отправить в CAN-шину;
- Периодичная отправки – указывается периодичность отправки сообщения в мс. Если необходимо отсылать сообщение постоянно, то установите галочку;
- При необходимости можно воспользоваться кнопкой Добавить сообщение необходимое количество раз.
Режимы J1979 (OBD-II)
Режим J1979 (OBD-II) позволяет автоматически считывать и расшифровывать наиболее востребованные сообщения, соответствующие стандарту J1979.
Всего трекером ведется опрос 45 различных параметров. В список включены самые популярные запросы, но стоит помнить, что производитель мог заложить поддержку не всех возможных параметров, поэтому часть запросов может остаться без ответа.
Протокол J1979 запрашивает электронный блок управления автомобилем, поэтому использование бесконтактных считывателей невозможно.
Полученная информация отправляется на сервер мониторинга в тегах протокола, а также выводится на вкладке Диагностика. Формат данных, длина, разрешение и диапазон значений соответствуют принятым в протоколе J1979.
Подробное описание формата данных указано в списке.
Включение режимов работы J1979 (OBD-II) на транспортных средствах, которые не поддерживают протокол J1979, может привести к неполадкам в работе бортового оборудования. Производитель не несет ответственности за сбои, возникшие после включения этих режимов.
Порядок настройки работы в режиме J1979 (OBD-II):
- Подключите трекер к CAN-интерфейсу автомобиля;
- В разделе CAN Сканер на вкладке Настройки выберите скорость CAN-шины;
- Выберите Тип фильтра - J1979 (OBD-II), стандартный фильтр ID 11-бит.